Шорцы

Шорцы — шор (самоназвание). Говорят на шорском языке. Это тюркоязычный народ. Письменность создана в 1927 г. на основе русской графики. Диалекты: мрасский, распространённый по р. Мрас-Су и в верховьях р. Томь, и кондомский — на р. Кондома и в низовьях р. Томь, примыкающий к северным диалектам алтайского языка. Верующие шорцы — православные. Численность в Кемеровской области — 10 672 человека.
Мужская и женская национальная одежда состоит из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Обувь — кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины — шапки.
Ведя осёдлый образ жизни, шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой, земледелием. Там, где издавна шорские кузнецы добывали железную руду, а из неё выплавляли металл, в 1771 году был построен Томский железоделательный завод (Ныне – посёлок Томское Прокопьевского района). Шорцы были хорошими рыбаками. Рыбу ловили с помощью самодельных сетей, сачков, устраивая запруды из камня. Женщины занимались земледелием и собирательством. На расчищенных от леса, южных склонах гор, шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень. В тайге собирали ягоды, кедровые орехи, мёд диких пчёл, яйца птиц, черемшу.
 Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. Мясо жарили на костре, варили. Лук, черемшу, кандык ели сырыми, сарану, кандык варили в воде или молоке, сарану пекли в золе, черемшу ели солёной. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Ячменную муку (талкан) ели с чаем, молоком, мёдом, маслом, сметаной, из неё варили кашу (саламат), крупу добавляли в суп, кусочки пресного пшеничного теста (тутпаш) варили в воде, иногда с рыбой или  мясом, либо в молоке. Пресные лепёшки (тертпек) варили в воде, ели с супом. Степные шорцы употребляли молочные продукты.
У шорцев необыкновенно богата фольклорная культура: сказки, охотничьи рассказы и легенды, предания (пурунгу чоок, ербек), песни, поговорки, пословицы (улгер сос, кеп сос), загадки (тапкак). Популярны героические поэмы (кай, ныбак), исполняемые под аккомпанемент двухструнного музыкального инструмента — комыса.
Духовная жизнь шорцев была неразрывно связана с шаманизмом, промысловыми и родовыми культами, верой в духов гор и рек. Определённые обряды связаны с охотой на медведя. Шаманы использовали бубен и колотушку, они наследовали свой дар и духов-покровителей в рамках рода. Со второй половины XIX в. среди шорцев проводилась христианизация. К настоящему времени основная масса верующих — православные. В то же время частично сохраняются языческие погребально-поминальные обряды и камлания. С середины 1980-х гг. возобновилось проведение традиционных праздников — прародителя Ольгудека, весенне-летний Пайрам. Они сопровождаются исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями.