Шорцы

Шорцы — шор (самоназвание). Говорят на шорском языке. Это тюркоязычный народ. Письменность создана в 1927 г. на основе русской графики. Диалекты: мрасский, распространённый по р. Мрас-Су и в верховьях р. Томь, и кондомский — на р. Кондома и в низовьях р. Томь, примыкающий к северным диалектам алтайского языка. Верующие шорцы — православные. Численность в Кемеровской области — 10 672 человека.
Мужская и женская национальная одежда состоит из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Обувь — кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины — шапки.
Ведя осёдлый образ жизни, шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой, земледелием. Там, где издавна шорские кузнецы добывали железную руду, а из неё выплавляли металл, в 1771 году был построен Томский железоделательный завод (Ныне – посёлок Томское Прокопьевского района). Шорцы были хорошими рыбаками. Рыбу ловили с помощью самодельных сетей, сачков, устраивая запруды из камня. Женщины занимались земледелием и собирательством. На расчищенных от леса, южных склонах гор, шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень. В тайге собирали ягоды, кедровые орехи, мёд диких пчёл, яйца птиц, черемшу.
 Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. Мясо жарили на костре, варили. Лук, черемшу, кандык ели сырыми, сарану, кандык варили в воде или молоке, сарану пекли в золе, черемшу ели солёной. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Ячменную муку (талкан) ели с чаем, молоком, мёдом, маслом, сметаной, из неё варили кашу (саламат), крупу добавляли в суп, кусочки пресного пшеничного теста (тутпаш) варили в воде, иногда с рыбой или  мясом, либо в молоке. Пресные лепёшки (тертпек) варили в воде, ели с супом. Степные шорцы употребляли молочные продукты.
У шорцев необыкновенно богата фольклорная культура: сказки, охотничьи рассказы и легенды, предания (пурунгу чоок, ербек), песни, поговорки, пословицы (улгер сос, кеп сос), загадки (тапкак). Популярны героические поэмы (кай, ныбак), исполняемые под аккомпанемент двухструнного музыкального инструмента — комыса.
Духовная жизнь шорцев была неразрывно связана с шаманизмом, промысловыми и родовыми культами, верой в духов гор и рек. Определённые обряды связаны с охотой на медведя. Шаманы использовали бубен и колотушку, они наследовали свой дар и духов-покровителей в рамках рода. Со второй половины XIX в. среди шорцев проводилась христианизация. К настоящему времени основная масса верующих — православные. В то же время частично сохраняются языческие погребально-поминальные обряды и камлания. С середины 1980-х гг. возобновилось проведение традиционных праздников — прародителя Ольгудека, весенне-летний Пайрам. Они сопровождаются исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями.

 

«Учёный-патриот, просветитель, педагог и шорский «богатырь» - профессор Андрей Ильич Чудояков»

     Бащенко Елена Михайловна, ведущий методист МБУК «ЦБС»

администрации Осинниковского городского округа

 

Андрей Ильич Чудояков был многогранной и гармоничной личностью:  ученый, педагог, общественный деятель, просветитель.  Андрей Ильич родился 9 августа 1928 года в шорской деревне Карай, где жили и творили кайчи - сказители, и он впитывал в себя шорскую народную мудрость, традиции и обычаи. Он про¬шел все, что выпало на долю его поколения: учился, работал в шахте, в геологоразведке, в школе, служил в армии, воевал. 

Окончил филологический факультет Казахского университета, защитил диссертацию по исследованию шорского фольклора, окончил аспирантуру в Институте мировой литературы АН СССР в Москве. После ее окончания с 1964 года работал в Новокузнецком пединституте. Прошёл путь от старшего преподавателя до профессора. Таковы были его ступеньки в большую науку.

Человек активного национального самосознания, Андрей Ильич страстно желал о возрождении культуры своего народа. И он был твердо убежден, что без духовного и нравственного пробуждения этого достичь невозможно. А в шорском эпосе, традициях и обычаях, он как ученый, глубокий знаток фольклора видел огромные возможности для культурного и исторического возрождения. Именно эта мысль и стала той живой силой, движущей пружиной, которая умножала возможности ученого.

А силы ему нужны были и на самом деле богатырские. Он взялся почти за безнадежное дело – спасти погибающую культуру, не дать исчезнуть языку. И он не просто мечтал, но разработал систему возрождения национальной школы, издания учебников на шорском языке, продумал и реализовал план подготовки национальных кадров через открытие кафедры шорской филологии в НГПИ. Много препятствий он встретил на этом пути.

И, сильный духом, он победил, как и положено шорскому богатырю в героической поэме!

Школы, учебники, первые студенты, первая и единственная в истории шорцев вузовская кафедра, которой он руководил с 1989 г. до конца жизни – это реальные результаты деятельности Чудоякова для возрождения национального языка и шорской культуры.

Но все же главным делом Чудоякова стала фольклористика, его собирательская и исследовательская деятельность. Он был выдающимся собирателем шорского фольклора. Конечно, он не первый начал это благородное дело. У него были предшественники. Но А. И. Чудояков был убежден, что героические сказания – самое главное и особенное в шорском фольклоре. И оно стало исчезать на глазах ученого. Новые кайчи не появлялись. Старые кайчи стали меньше выступать, с их смертью исчезали навсегда известные им произведения. Первые звоночки надвигающейся этнической катастрофы услышали Степан Торбоков и Софрон Тотыш. А. И. Чудояков слышал уже не звоночки, а видел и ощущал явные приметы катастрофы. 

Все они реагировали примерно одинаково: хотели хотя бы на бумаге зафиксировать культурное богатство родного исчезающего этноса. Торбоков записал почти весь фольклор, который исполнял и хранил в памяти. Тотыш записывал сказки, легенды, предания и перерабатывал их в свои собственные сочинения. Чудояков каждое лето целенаправленно ездил по кайчи и записывал их на магнитофон. И все это делалось из-за желания сохранить ценности шорской культуры для всего мира. Такое желание может возникнуть только у истинного патриота своего народа, каковым и был Чудояков.

Чудоякова ценили как энтузиаста - собирателя, ученого со своей методикой собирания фольклора, «которая не содержит ошибок», отмечали, что он записывает не только сказания, но и само исполнение, голоса сказителей, что особенно бесценно.

Самый плодотворный и интенсивный период собирания и систематизации шорского фольклора – 60-80-е года. Андрей Ильич обошел и объездил всю Горную Шорию, записал десятки произведений шорского эпоса от более, чем 20 исполнителей, были записаны тысячи страниц рукописного текста, сотни метров магнитофонной пленки. Чудояков собрал и почти полностью систематизировал три сказительских школы Южной и Северной Шории, определив своеобразие каждой из них. В своих научных работах А. И. Чудояков не однажды обращался  к изучению творчества С. Торбокова, высоко оценивая его творческий дар, живое участие С. Торбокова в сохранении фольклора, его исполнительскую практику. 

Ученый не успел закончить исследование фольклора, издав всего 3 монографии, две из которых появились уже после его кончины: «Девять бубнов шамана» (1989), «Этюды шорского эпоса» (1995), «Шорские героические сказания», 17 том серии «Памятники фольклора Сибири и Дальнего Востока» (1998).

А. И. Чудояков был истинным уче¬ным-патриотом и одновременно вел активную общественную деятельность. Он не уставал повторять, что «без языка, истории, традиций, фольклора нет народа». И делал все, чтобы сохранить духовную культуру и приобщить к этому благородному делу как можно больше людей. Он выступал на шорских собраниях, ездил по городам, встречался со многими людьми Шории, с шорской молодежью, убеждал их в необходимости отстаивать интересы шорского народа, заниматься возрождением шорского языка и культуры. И люди шли за ним, вдохновленные его примером беззаветной любви и преданности своему народу.

Андрей Ильич Чудояков стал инициатором создания Ассоциации шорского народа и проведения в 1990 году 1-го учредительного съезда шорского народа. Вместе с русскими коллегами он воссоздал шорский национальный праздник «Пайрам».

Андрей Ильич Чудояков вел большую просветительскую деятельность. В местной печати публиковались его материалы по шорской теме, он писал статьи и о проблемах, и о фольклоре, и о культуре, и о шорском языке.

Как ученый, А.И. Чудояков пользовался заслуженным авторитетом в нашей стране и среди тюркологов мира.  Он участник различных международных конференций.

Жизнь А. И. Чудоякова – не только подвиг простого шорского парня, достигшего своим трудом, талантом больших высот в науке и педагогике, это образец беззаветного служения народу и Родине.

Андрей Ильич Чудояков стал знаковой фигурой в шорской истории. Он осветил, наполнил смыслом и деятельной любовью к народу сердца многих людей: его друзей, учеников и последователей, которые глубоко чтят его за то, что он сделал для шорского народа.

Хранить, беречь свои «корни», корни своего народа, да и сам народ, - было главным смыслом деятельности выдающегося человека и учено¬го XX века - А.И. Чудоякова во всей ее многогранности.

Хочется закончить выдержкой из редакционной статьи академического шорского тома: «Ученый, педагог, просветитель А. И. Чудояков пользовался на родине уважением старейшин и молодежи, знал языки, фольклор многих сибирских народов (хакасов, алтайцев), писал свои работы на русском языке, публиковал их в отечестве и за границей. Поэтому лучшее из созданного А. И. Чудояковым приобретает общекультурный, общечеловеческий смысл».

Андрей Ильич был человеком большой и светлой души, высоких нравственных принципов. Дело, начатое им, продолжает жить. Многочисленные его ученики и единомышленники воплощают его светлую мечту - возрождение шорского народа, сохранение Духовной Шории.

Доклад подготовлен по материалам публикаций Тамилы Борисовны Афузовой, Геннадия Васильевича Косточакова, Любови Ильиничны Чульжановой.

 

ГУК "Кемеровская областная библиотека для детей и юношества"
• Copyright © 2013-2019

яндекс.ћетрика    

Powered by Warp Theme Framework