Тувинцы

Тувинцы, самоназвание  - тыва. Численность в Кемеровской области - 721 человек. Говорят на тувинском языке, который имеет диалекты: центральный, юго-восточный, северо-восточный (тоджинский). Письменность на русской графической основе. Верующие тувинцы в основном буддисты-ламаисты. Сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.
Традиционные занятия западных и восточных тувинцев существенно различались. Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, например, яков, лошадей, верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие. Высевали просо и ячмень. Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Рыболовством занимались преимущественно в бедных семьях. Рыбу ловили сетью, крючками, лучили острогой; знали подлёдный лов. Существенную роль, особенно для малообеспеченных хозяйств, играло собирательство луковиц и корней дикорастущих растений, среди которых важное значение имели сарана и кандык. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.), обеспечивающие производство утвари, одежды, украшений, деталей жилища. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы.
Традиционные занятия восточных тувинцев-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян, базировались на охоте и оленеводстве. Важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов было собирательство. В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты. Служивших материалом для изготовления одежды, утвари и покрышек чума, изготовления ремней. Было известно кузнечное дело, которое сочетали со столярным.
Основным жилищем западных тувинцев служила юрта. Она была круглой в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (свето-дымовое отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и также, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты (по отношению к входу) считалась женской, левая – мужской. Пол был покрыт узорными стёгаными войлочными ковриками.
Традиционным жилищем восточных тувинцев-оленеводов служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летнее-осеннее время берестяными полстями, а зимой – полстями, сшитыми из лосиных шкур. При перекочёвках перевозили лишь полсти. В период перехода к осёдлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры.
Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, чесуча. А также плис – хлопчатобумажный бархат. Одежда подразделялась на весеннее-летнюю и осеннее-зимнюю. Она различалась и по назначению: повседневная, промысловая, культовая, праздничная, спортивная. Наплечная одежда была туникообразной, распашной. Характерной чертой верхней одежды – халата – был ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником, которую иногда покрывали цветной тканью. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Летней одеждой служил длиннополый матерчатый халат. Как зимнюю праздничную одежду использовали малоношеную шубу из шкур подросших ягнят, покрытую цветной тканью, нередко шёлковой. Летом это был халат, сшитый из цветной ткани (предпочтительно синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали таким образом, чтобы швы образовывали ромбические клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.
Промысловая одежда была того же кроя, но более лёгкой и короткой. В непогоду надевали дождевики либо из тонкого войлока, либо из сукна.
Одним из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин была овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили также просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок. Шили также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. Тулью охватывали стоячие, разрезанные сзади поля, также покрытые мехом, обычно чёрного цвета. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры.
Обувь носили в основном двух типов. Кожаные сапоги - кадыг идик – с характерным загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Зимой носили в сапогах войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными вышивками.
Нижняя одежда как западных, так и восточных тувинцев состояла из рубашки и коротких штанов-натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние – из шкур домашних и диких животных, реже из ткани.
Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3-5 ниток бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю часть головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.
Западнотувинские традиции питания основывались на продуктах кочевого скотоводческого хозяйства, сочетавшегося с земледелием. В состоятельных семьях значительную часть года питались молочными продуктами и в меньшей мере мясными. Использовали также растительную пищу, главным образом просо, ячмень и дикорастущие травы и коренья. Рыбу потребляли лишь бедняки. Ели варёное мясо домашних и диких животных, наиболее излюбленными блюдами были баранина и конина. Молоко потребляли лишь кипячёным, притом почти только в виде кисломолочных продуктов.
Охотники-оленеводы восточной Тувы питались преимущественно мясом добытых диких копытных. Домашних оленей, как правило, не забивали. Оленье молоко пили главным образом с чаем. Растительные продукты расходовали очень экономно, готовя из зерна или муки пищу лишь один раз в день.
Хлебом не пользовались, вместо него употребляли долган – муку, изготовленную из поджаренных зёрен ячменя или пшеницы, поджаренное толчёное просо. Из муки приготовляли различные лепёшки, лапшу и пельмени.
Существовало несколько видов традиционных праздников. Это новогодний праздник – шага, общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые – свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос, религиозно-ламаистские – освящение жертвенного места, оросительного канала и др. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр.
Развито устное поэтическое творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы и поговорки.
Музыкальное народное творчество представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает горловое пение, в котором обычно выделяют четыре разновидности и соответствующие им четыре мелодических стиля.
Из музыкальных инструментов наиболее распространёнными были губной варган (хомус) – железный и деревянный. На железном варгане играли в основном женщины и девушки, на деревянном – мужчины. Были распространены смычковые инструменты (древние прообразы скрипки) – игил и бызанчы.