Казаки
Казаки – этносословные группы в составе русского и некоторых других народов. Говорят на русском языке, выделяются диалекты разных групп (донской, уральской, оренбургский и др.)
Происхождение этнонима «казак» окончательно не выяснено. В тюркских языках «казак» - вольный или независимый человек. В 14-15 веках так называли свободных людей, объединённых в «ватаги» или «шайки», которые служили разведчиками или охраняли границы Руси, Литвы, Польши, Ногайской орды. Состав казачьих войск в 17-18 веках был неоднороден. Этническое ядро составляло восточнославянское население из разных районов европейской части России и Украины. В социальном плане среди казаков преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом от крепостного гнёта.
Особенности происхождения и сословного положения отразились на самосознании казачества. Для исторической памяти характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни всех казаков. Вторым по важности компонентом самосознания является представление о личной свободе казаков и независимости всего войска, традиционная организация которого считалась гарантом свободы и всеобщего равенства. Особое место занимают представления о казачьих традициях. Среди них выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость. Казачество, превратившись в военно-служилое сословие, правами и привилегиями обязанное монарху, видело себя в числе первых защитников царской власти. Привилегированное положение казачества по сравнению с другими группами населения также связывалось с его близостью к главе государства, специфическими функциями и образом жизни. В то же время казачеству было присуще двойственное отношение к правительству и монарху. Оппозиция к центру, отдалённость от него, длительное отстаивание своей независимости также повлияли на его самосознание. Представление о своих исторических и сословных правах на землю, отличавшее казачество от других категорий служилого населения и социальных групп, сформировалось вследствие особого характера землепользования, когда владельцем земли на вечные времена считалось всё войско. А также непрерывности исторического проживания казаков на земле предков. Чувство хозяина проявилось, в частности, в культе рационального природопользования и бережного отношения к земле.
Из хозяйственных занятий для казаков были характерны животноводство, рыболовство, бортничество, с конца 19 века стало развиваться земледелие.
Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищённые оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка поселений, расстояние между ними и другое. Основными типами поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты) Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами. Что подчёркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повёрнут к улице глухой стороной.
Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчёркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи.
Для традиционной одежды казаков характерно раннее вытеснение домотканины, использование покупных тканей уже с середины 19 века. Во 2-ой половине 19 века городская одежда почти полностью вытеснила традиционный костюм. Повсеместно широкое распространение получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто, у женщин – юбки с кофтой, платье. В казачьей среде в конце 19 – начале 20 века большой популярностью пользовались головные уборы (платки, шали, косынки), обувь (ботинки и туфли) и украшения фабричного производства. Этносимволизирующие функции одежды проявлялись в особом отношении казаков к военной форме и её компонентам (фуражке, папахе, гимнастёрке). Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Современные потомки казаков нередко помещают на видном месте в жилой комнате казачью фуражку.
Основой питания казаков большинства войск были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приёмах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.
До конца 19 – начала 20 века для казачаства характерно существование большой нераздельной семьи. Длительному сохранению её способствовала необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до её начала, замкнутость семейного быта.
Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу её членов, к нему стекались все доходы. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению, например, с крестьянкой. Молодёжь в семье тоже пользовалась большими правами, чем у крестьян.
Для казачьей общины были характерны обычаи коллективного труда и взаимопомощи, а также традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конно-спортивные состязания.
На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному стрелы, патроны, ружьё и развешивали их на стене. Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого – покровителя войска.
Самым распространённым фольклорным жанром у казаков были песни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ «всем миром». Войсковое начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах.
Из других жанров фольклора значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.
С 1989 года начали создаваться общественные организации, целью которых провозглашалось возрождение казачества: союзы казаков, землячества, историко-культурные общества и съезды (круги).