Евреи

Евреи - народ семитского происхождения, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство — Израиль). Йегудим (самоназв., на иврит), йид, айид (самоназвание, на идиш). Численность в Кемеровской области 951 человек. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков.

Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Традиционно мужской костюм состоит из шерстяных чёрно-белых или бело-голубых молитвенных шалей с кистями (талит, талес, арбаканфес), обязательно  покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускают бороды и пряди волос на висках (пейсы), основываясь на заповеди Торы, которая предписывает: «Не стригите краев волос вокруг головы вашей и не порти края бороды твоей». Пейсы бывают разной формы и по-своему подвержены веяниям моды. Весь ансамбль состоит из туникообразной рубахи, чёрных брюк, сапог, длиннополого  кафтана (лапсердак), чёрной ермолки или шляпы. Замужние женщины ранее покрывали голову париком.

Еврейская кухня по сравнению с другими кулинарными традициями имеет ряд отличительных черт, связанных со спецификой исторического бытия еврейского народа. С одной стороны, еврейская кулинарная традиция насчитывает не одно тысячелетие и считается одной из самых древних. В другой – особенности еврейской кухни никак не связаны с какими-то национальными продуктами. Ведь кухня любого народа определяется в первую очередь теми продуктами, которые дарит природа данной страны. Так как евреи  проживают в самых разных странах мира, то и исходные продукты у них разные. В силу этого лицо еврейской кухни определяется не набором продуктов, а способом их приготовления. Важным моментом является тесная связь еврейской кулинарной традиции с иудейской религией. Существует ряд законов, изложенных в Торе (Пятикнижии Моисея), определяющих правила питания иудеев – кашрут. Все иудеи, независимо от места проживания, должны соблюдать правила кашрута.

Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Слово это означает “подходящий”, “верный”. Запрещается смешение молочных и мясных продуктов; из белковой пищи разрешается есть рыбу, только покрытую чешуёй, и мясо  жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанной специальным резником (шойхетом). Основу пищи составляют мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клецки, лапша, пудинги. На Песах (Пасху) евреи не едят дрожжевого  хлеба, а употребляют мацу - хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой. Но маца сама служит исходным продуктом для целого ряда будничных и очень вкусных блюд. Из дробленой мацы делают огромные клецки “кнейдлах”; сваренные в бульоне, они становятся очень пышными. Из кусков наломанной мацы, размоченной в воде или молоке, жарят (как омлет) иногда с луком и яйцом — “маце брайе”. Из крошек той же мацы жарят оладьи “мацелаткес” и “хремзлах”.

Песенный и танцевальный фольклор чрезвычайно богаты, в повествовательном фольклоре (сказки, притчи, басни) в основном библейские и талмудские сюжеты. Еврейская музыкальная культура Восточной Европы, в том числе и России, представлена тремя основными направлениями — видами музыкального творчества: фольклор, профессиональная музыка, эстрада. Практически во всех национальных культурах фольклор является частью быта. Он, как правило привязан к тем или иным событиям, периодически повторяющимся в быту, - календарному циклу, свадебному обряду, какому либо специфическому роду деятельности и т. д.  В фольклоре отражаются общие черты психологии народа, то существенное , что свойственно ментальности всех принадлежащих ему индивидуумов. Профессиональная же музыка письменной традиции отражает психологию отдельного человека. Возникала и развивалась эта музыка там, где народ имел стабильную государственность. Евреи, как известно, такой государственности не имели на протяжении многих веков. Однако потребность высказывания не только всеобщего, но и индивидуального — это тот объективный фактор, который требовал своей реализации. Так случилось, что фольклор в еврейской музыке постепенно стал не только частью быта, но и сферой сублимации индивидуального творчества.