Чуваши

Чуваши — чаваш (самоназвание), говорят на чувашском языке. Верующие чуваши в основном православные. Численность в Кемеровской области 9 301 человек.
 В основе традиционного костюма у женщин — туникообразная кĕпе — рубашка, богато украшенная вышивкой. В качестве нижнего белья и носильного платья чуваши в основном употребляли рубахи и штаны из посконного и льняного холста. Холщовые рубахи и штаны у чувашей обычно были белыми, причем ворот, рукава и подол мужских рубах, ворот, нагрудная часть, рукава, подол и боковые полосы (по швам) женских рубах украшались вышивкой и тесьмой. Поверх рубахи женщины носили вышитые передники (саппун), надевали также холщовые балахоны типа просторного халата без бортов. Мужские штаны, нательные и верхние, также делались из холста. Зимой люди среднего достатка носили теплые штаны из домашнего сукна, а богатые — из кармазинного зеленого и синего сукна. Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан — род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек  тухья — шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин  хушпу — шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками — тăхланкка. Сзади к хушпу пришивался длинный хвост (хÿре), который украшался бисером, монетами, тесьмой и т. п. В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье (шăрçă), шейное украшение из монет (çуха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), которую носили через плечо, наспинное украшение (пуçу хыса), подвески к поясам — сарă, яркăч, нагрудные украшения (шÿлкеме) и сурбанные подвесы (сурпан çакки). Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом и т.д.
 Чувашская кухня насчитывает не одну сотню лет. Развиваясь, она, естественно, испытывала на себе влияние кулинарных традиций соседей: русских, татар, удмуртов, марийцев. Однако кулинарные заимствования не лишили чувашскую кухню национального колорита. Весьма почитаемы у чувашей овощи. Практически из каждого овоща готовится пюре, пекутся оладьи и блины. Любопытно, что для приготовления первых блюд чуваши используют овощи исключительно в сыром, а не в пассерованном виде. Из чувашских супов стоит отметить мясной или рыбный бульон с приправами (на чувашском языке — яшека), похлёбку с клёцками (шурпе).С особым почтением чуваши относятся к хлебу. Без хлеба нельзя представить себе чувашскую трапезу. Хлеб считался священным, его мог резать только глава семьи или самый старший ее член. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки. Вообще разнообразие мучных изделий в чувашской кухне весьма велико. Чуваши издавна пекли пироги с крупой, с капустой, с ягодой (кукаль), позже появились лепёшки и ватрушки с картофелем и творогом (пуремеч), блины и оладьи. Знаменитый большой чувашский пирог хуплу (с начинкой из мяса или рыбы) готовили, в основном, по праздникам. Да и вообще чуваши раньше ели мясо не так уж часто. Это была по большей части сезонная пища, доступная в период забоя скота — говядина, баранина, свинина. Значительно большее распространение получили молоко и молочные продукты (масло, творог, сыр, сливки, сметана). Кислое молоко хранили в погребе и подавали к супу, варёному картофелю, блинам.
 В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением, Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей. В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж и жена уважали друг друга, разводы были большой редкостью. В чувашской культуре существует понятие çичĕ пил — семь благословений. Считалось, что если человек соответствует этим семи благословениям, то это совершенный, воспитанный человек. В разных преданиях и записях встречаются разные упоминания о çичĕ пил. Так, например, в чувашских преданиях об Улăп говорится о семи причинах счастья человека: здоровье, любви, хорошей семье, детях, образованности, умении работать, родине.